И юный Октябрь впереди…

1

В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» открылась выставка «1917. Надежды. Трагедии. Судьбы», посвященная 100-летию Октябрьской революции.

Авторы выставки – заместитель директора музея по научной работе Альфия Фахретденова и научный сотрудник исторического отдела Алексей Коряков.

– Подобную выставку я создавала в 1987 году, – вспоминает Альфия Хусаиновна. – Мы ставили ее в здании городского комитета ВЛКСМ. Разумеется, выставка получилась идеологически нагруженной, в свете советской историографии. Тогда мы только попробовали найти новые подходы. Первая, робкая попытка…

Разумеется, за прошедшие три десятка лет в отечественной исторической науке многое поменялось. Концептуальные перемены произошли и в самой выставке.

– Задача авторов выставки была достаточно скромная: максимально восстановить события 1917 года, не давая им какой-либо оценки, – продолжает Альфия Фахретденова. – Для нас не важно, кем были герои тех лет: эсерами, кадетами, меньшевиками, белыми или красными. Все они – наши, все они – достойные люди, которые желали России лучшего.

Надо сказать, что коммунистическая идея в Тагиле до поры особой популярностью не пользовалась. Судите сами: среди тагильчан было 4 000 меньшевиков, 3 500 эсеров, 400 кадетов и лишь 18 большевиков. О судьбоносном штурме Зимнего наши прапрадеды узнали 27 октября (9 ноября) 1917-го. Пролетарская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, под Лисьей горой прошла абсолютно мирно: 27 декабря на выборах в местный Совет рабочих и солдатских депутатов победила РСДРП (б). Поэтому в зале, посвященном революции, в основном представлены документы и фотографии, а также партийная литература большевиков, кадетов, эсеров и анархистов. Часть выставки, посвященная Гражданской войне, более богата экспонатами. Здесь и оружие тех лет – браунинг, револьверы разных систем, винтовка и кавалерийский карабин Мосина, драгунская шашка – и комиссарская кожанка, и полотна тагильского художника Петра Бортнова, посвященные кровавому сентябрю 1918-го.

Устроители выставки постарались максимально театрализовать ее открытие. У входа в музей артисты в костюмах начала века распевали революционные песни под баян, а в фойе посетителей встречал красногвардеец, вооруженный трехлинейкой. На штык накалывали пропуска – в лучших традициях эпохи.

В числе первых посетителей выставки оказались и ветераны ВГОКа. В итоге «ревтрибунал» высокогорцев вынес справедливый оправдательный приговор: интересно, познавательно!

Александр Кузьменков

Яндекс.Метрика